Главная / Аналитические материалы

Тверская, 13, 22 июля 2008 г.

ЖКХ: новое о старом

О том, как будет развиваться столичная система ЖКХ в ближайшие годы, что нового готовят нам коммунальщики, и вообще, как идет реформа в этой жизненно важной сфере, «Тверской,   13» рассказывает руководитель столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей ЦЫБИН.

 

- Андрей Владимирович, как чувствует себя жилищно-коммунальное хозяйство    Москвы,    и насколько отразятся на нем, а значит, и на всех нас, москвичах, идущие сегодня   реформенные процессы?

- «Коммуналка» российской  столицы  -  это,  без всякого      преувеличения, колоссальное    хозяйство, требующее огромных финансовых вложений, технических и людских ресурсов. Если говорить о «самочувствии»     столичного ЖКХ, то можно назвать его удовлетворительным.   Конечно, многое уже сделано, и мы можем по праву гордиться тем, что на фоне многих  российских  городов Москва выглядит в этом отношении вполне благополучным городом.

В первую очередь потому, что власти столицы понимают  особую   социальную важность этой отрасли, относятся к ее развитию со всем вниманием и ответственностью перед москвичами. Да, сегодня в ЖКХ идут реформы, многое пока дается с трудом, что-то продвигается медленнее, чем хотелось бы, не избежали мы и определенных ошибок. Этого никто не скрывает, ошибки и недостатки в работе надо выявлять и исправлять, учиться на опыте этих ошибок, чтобы больше не допускать их. Но я уверен в том, что московское жилищно-коммунальное хозяйство благополучно переживет все эти «болезни роста» и останется лучшим в России. Для этого у нас есть все условия: и финансовые средства, и технические возможности, и, главное, огромная армия квалифицированных работников жилищно-коммунальной сферы.

-   Идущая  сейчас  реформа ЖКХ потребовала определенных изменений и в самой структуре управления   жилищно-коммунальным     хозяйством города?

-  Да, новые задачи требуют и новой системы реализации этих задач, а значит,  неизбежны и определенные структурные изменения. Согласно постановлению правительства Москвы   от   13   мая   2008   года № 381-ПП, для оптимизации структуры органов исполнительной   власти,   совершенствования системы управления  жилищно-коммунальным хозяйством города и исключения дублирования функций ликвидирован   выполнивший   свои задачи Комитет по реформированию городского хозяйства,  передавший функции  нашему департаменту. Теперь мы будем заниматься координацией органов исполнительной  власти Москвы по развитию самоуправления    граждан    в жилищной сфере и по формированию комплексов недвижимого    имущества    в многоквартирных     домах. Имеется в виду и организация   обучения   граждан, осуществляющих управление многоквартирными домами. Нельзя не вспомнить и о создании Департамента   капитального   ремонта жилищного фонда Москвы. Этот орган исполнительной власти возглавил опытный руководитель Артур Львович Кескинов, до этого руководивший столичным Департаментом ЖКХ и благоустройства.  Некоторые ГУПы и ГУ переходят из Департамента ЖКХ в подчинение   Департамента    капитального   ремонта  жилищного фонда. На ГУП «МосгорЕИРЦ» возложены функции  по управлению  многоквартирными домами. Как видите, это  структурные изменения ощутимы  и они своевременны,   а   значит, полезны  городу.

-   Итак, отныне возглавляемый вами департамент становится главным центром идущих сейчас реформ жилищно-коммунального  хозяйства?

- У нас главным центром остается исполнительная и законодательная  власть Москвы. И правительство столицы, и депутаты Московской городской Думы со всей ответственностью подходят к решению задач, поставленных перед нами реформой ЖКХ. Наша сверхзадача - сделать все для того, чтобы реформы проходили безболезненно для горожан, чтобы эти реформы проводились не бездумно, а становились результатом продуманной, кропотливой и, что важно подчеркнуть, системной работы всех звеньев городской власти. Нам предстоит много работы, но мы знаем, что и как надо делать. Это касается всех сфер нашей деятельности: и ремонта дорог, и благоустройства городских территорий, и вообще всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства столицы. Система управления ЖКХ в Москве уже показала свою работоспособность, отсюда и уверенность в успешном ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства.

-  Значит, можно говорить о преемственности политики департамента?

-  Разумеется, такая преемственность очень важна. Новая метла далеко не всегда должна и мести по-новому. У департамента были хорошие наработки, за эти годы накоплен огромный и бесценный   опыт  управления    огромным    жилищно-коммунальным хозяйством Москвы, и никто не собирается отказываться от этого опыта. Другое дело, что в новых условиях нужны системные   изменения,   этим условиям соответствующие. Все  это  -  часть  реформы ЖКХ, так что, проводя структурные изменения системы управления, мы, таким образом, приводим эту систему в соответствие с новыми реалиями и задачами. Вот, скажем, есть у нас колоссальная программа капитального ремонта жилья, значит, для выполнения этой программы нужен специально созданный департамент. Так что, все структурные изменения системы управления у нас продиктованы самой жизнью, это не чей-то бюрократический каприз, и не чье-то желание раздуть управленческие штаты. Каждая новая структура создается под выполнение определенных, конкретных задач. Мы будем продолжать политику департамента во всех сферах нашей работы. Это касается и дорог, и эксплуатации жилого фонда, и других сфер нашей Деятельности. При этом мы не забываем о важности нова¬торского подхода и там, где это нужно, будем внедрять новации.

-  Андрей Владимирович, одной из «больных» московских   тем   традиционно   остаются   наши дороги.    Кто    конкретно занимается содержанием дорог в надлежащем порядке?

-  Дорогами у нас занимаются несколько организаций,  в том числе и  ГУП «Доринвест», обслуживающий более 15,5 миллионов квадратных метров улично-дорожной сети.  Это практически  все основные магистрали города и почти 90 процентов       центральной части столицы - территория Кремля, Красная площадь, Александровский  сад,  Китай-город,  Кремлевское и Садовое кольца. На балансе «Доринвеста» около  15 тысяч   единиц  техники   по обслуживанию    дорог,    3 базы    реагентов,    10   мобильных снеготаялок. Общая площадь обслуживаемых дорог составляет более 9 миллионов квадратных метров, кроме того, на МКАД и Третьем транспортном     кольце     находится много  инженерных сооружений:     мосты,    тоннели, надземные   и    подземные пешеходные        переходы, стенка «Нью-Джерси»,  барьерные ограждения и другие элементы инфраструктуры.  Как видите,  это немалое хозяйство,  требующее солидных финансовых вложений. Достаточно сказать, что годовой объем в целом по предприятию составляет более 3,5 миллиардов рублей. За пять лет работы «Доринвеста» произошел естественный отбор организаций, выполняющих подрядные работы на магистралях с надлежащим качеством, соответствующим современным технологиям. В основном это крупные организации, лидеры в своей сфере. Так, на работах по капитальному ремонту асфальтобетонных покрытий проезжей части задействованы фирмы, имеющие высочайшие оценки качества выполняемых работ от ОАТИ, ГИБДД, Дорожной инспекции, Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы. Все эти организации проходят жесткий конкурсный отбор. Это позволяет повысить качество работы, давать высокие гарантийные обязательства до четырех-пяти лет. Есть своя современная  производственная база и у ГУП «Кольцевые магистрали» - эти базы расположены непосредственно на МКАДе, общая площадь здесь превышает 51 тысячу квадратных метров. Так что наши дороги без присмотра не остаются, и город внимательно отслеживает работу дорожных служб. Если не доработали, не выполнили работу качественно, оставили после себя выбоины на дорогах - будут отвечать. Да и в следующем конкурсе недобросовестные организации вряд ли победят.

- Московский мегаполис, ко всему прочему, еще и огромный «производитель мусора». Но переработка отходов, как показывает западный опыт, может оказаться и выгодным делом. Когда Москва полностью перейдет на утилизацию мусора?

- Здесь работа ведется постоянно. Мы уже переходим к раздельному сбору мусора, к его сортировке. В ряде административных округов Москвы есть мусоросортировочные станции. Главная задача – добиться того, чтобы весь мусор уходил как вторсырье. В Москве сегодня существует три мусороперерабатывающих завода. Этого явно мало. В идеале такие заводы должны быть в каждом столичном округе. Речь идет о строительстве еще как минимум 5-7 таких заводов, и здесь мы очень надеемся на поддержку Московской городской Думы.  Если  говорить о проблемах с полигонами, то такие проблемы действительно есть. Полигоны эти расположены на территории Московской области, и тут в дело вмешиваются организационные вопросы. В любом случае «мусорная» тема остается для города актуальной - ведь это не только экологический, но и социально-экономический вопрос, и решать задачи по современной утилизации мусора нам надо уже сегодня.

- Когда мы говорим о мусоре, увы, приходится говорить и о загрязнении этим мусором московских водоемов...

- К сожалению, вы правы, наши водоемы еще далеки от идеала. У нас есть технический флот ГУП «Мосводосток». Это подразделение, специально созданное для очистки акватории Москвы-реки и других водотоков столицы. Можно сказать, что это - главный и единственный «речной дворник» Москвы. Его задачи - сбор плавающего мусора, сбор нефтепродуктов и дноуглубление реки в зоне береговых водовыпусков коллекторов и трубопроводов дождевой канализации. В течение всего года на Москве-реке работают дежурные теплоходы, предназначенные для  ликвидации   разливов нефтепродуктов. Это настоящий флот. Здесь 3 теплохода-мусоросборщика, 5 теплоходов-нефтемусоросборщиков, 3 плавучих крана, 300 погонных метров плавающих бон, самоходная баржа, ледокол «Риф», 8 шаланд, 4 катера-буксира и 3 буксира. Вот этот флот и чистит 67 километров русла Москвы-реки в границах города, можно сказать, от рассвета до заката. Москва-река чистится ежедневно - за день флот собирает с поверхности реки до 17 тонн плавающего мусора! В месяц «набегает» уже до 600 кубометров мусора, а в течение года - до 60 000 кубометров! Добавим к этому собираемые с поверхности реки 5-9 тонн нефтепродуктов, ежегодно собираемых нефтесборщиками, - и мы увидим, какой огромный объем работы проделывает эта служба.

-  Андрей Владимирович,  вопросов о  работе ЖКХ много и вместить их в   рамки   одного   интервью    физически    невозможно. Но вопрос, который  мы  бы  хотели  вам задать, наверняка задали бы и сотни тысяч москвичей.     Речь идет о лифтах в наших жилых домах. Как обстоит дело с лифтовым хозяйством сегодня?

-   Сейчас   в  жилищном фонде Москвы эксплуатируется 90,9 тысячи лифтов, из   которых   14,7   тысячи, или 16 процентов, уже отработали  нормативный срок  службы,   то   есть  25 лет. Объемы работ по восстановлению      лифтового оборудования определены перспективным заданием, утвержденным постановлением правительства Москвы на 2006 - 2008 годы. У нас в городе внедрен комплексный системный подход к содержанию лифтов за счет проведения технического обслуживания, капитальных ремонтов, диагностического обследования, модернизации и замены. В первую очередь планируется замена лифтов, прослуживших 40 и более лет. За 2006 - 2007 годы в столице заменено 1850 лифтов, в том числе 402 лифта в жилых домах ЖСК. Модернизировано 6050 лифтов,  из них 283 лифта в жилых домах ЖСК, установлено 2988 лифтовых устройств безопасности УБ-1, проведена диагностика 11 250 лифтов. В нынешнем году работы по восстановлению лифтов планируются в рамках Городской целевой программы, утвержденной городским законом № 52 «О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008 - 2014 годы». На это выделены и средства из бюджета - 5,63 миллиарда рублей, это, кстати, 134 процента к плану 2007 года. За счет этих средств запланировано заменить 1147 лифтов, в том числе 70 лифтов в жилых домах ЖСК, 457 лифтов в каркасно-приставных шахтах, модернизировать 1896 лифтов, выполнить диагностику 7021 лифта, провести другие работы, направленные на повышение безопасности лифтового хозяйства столицы. Выполнение этих приоритетных работ позволит снизить темпы старения лифтового оборудования. Иными словами, количество лифтов со сроком эксплуатации 30 и более лет с учетом темпов старения сократится с 13 816 до 4073, то есть на 70  процентов.

- Еще один вопрос, волнующий в первую очередь москвичей-автомобилистов. Нужна ли городу служба эвакуации неправильно припаркованных автомобилей?

- Безусловно, такая служба в Москве нужна, и я не вижу оснований для ее ликвидации в обозримом будущем. Почему? Да потому, что неправильно припаркованные автомобили стали настоящим бичом для всего города. Зимой, например, просто невозможно убирать снег с некоторых улиц из-за плотно стоящих у обочин дорог автомобилей. Да и на безопасность дорожного движения это влияет отрицательно - достаточно посмотреть, с каким трудом пробирается общественный транспорт по заставленным автомобилями улицам города. У нас, кстати, достаточно мягкая схема работы эвакуаторов, да и деньги за хранение автомобиля на специальной стоянке гореводители платят небольшие. Другое дело, что Москве нужны не только запретительные меры - надо строить больше парковок и автостоянок. Но, к сожалению, для этого не всегда находятся свободные площади, особенно в центре столицы.

-  Как в Москве обстоит дело с озеленением? Город «зеленеет» на глазах...

-  Вы сами ответили на этот вопрос.  Москва действительно становится по-настоящему  зеленым   городом.     На     озеленение столица тратит 640 миллионов   рублей   в   год.   Мэр Юрий  Лужков  всегда  обращал   особое   внимание на    цветочное    оформление Москвы, да и москвичи уже привыкли  к этому. Так что мы  и дальше будем заботиться о появлении у нас в городе новых клумб, цветников в парках и    скверах.    Это    делает Москву уютнее, теплее. У нас    красивый    город,    и наша задача  -  не  просто сохранить эту красоту, но и    сделать    Москву    еще прекраснее. Вот ради этого и работаем.

Григорий Саркисов

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»