Главная / Аналитические материалы

Московская правда, 1 июля 2008 г.

Сфера ответственности Комплекса городского хозяйства — нужды и заботы москвичей

Трудно сказать, когда начинается рабочий день первого заместителя мэра, руководителя Комплекса городского хозяйства Москвы Петра Бирюкова, но к девятичасовому селекторному совещанию он владеет достоверной информацией о работе коммунальных служб на территориях административных округов. Недостатки и проблемы глаз опытного руководителя «цепляет» не из окна служебного автомобиля, а из личного общения с рабочими комплексной уборки, сотрудниками дирекций единого заказчика, старшими по домам. И если докладчик на селекторе бывает, мягко говоря, не точен в цифрах и фактах и не убедителен в аргументах, то руководитель комплекса «отформатирует» доклад в соответствии с реальным состоянием дел, но в этом случае, что называется, не обессудьте: выводы последуют незамедлительно.

Все, кто работает с Петром Бирюковым, знают: он не терпит вранья ни в каком, даже в самом изящном и декорированном виде, а критерий честности в оценке профессиональных и человеческих качеств давно и неизменно возведен им в абсолют. И не выносит дилетантства. Говорит, что специфика работы сформировала в нем привычку любое дело выполнять профессионально и добросовестно, потому что некомпетентность в коммунальной сфере очень дорого обходится и городу, и жителям.

Петр Бирюков - постоянный и всегда желанный гость «Московской правды». Будучи главой управы на юго-востоке, заместителем префекта Центрального округа, возглавляя север, а потом юг столицы, он всякий раз находил возможность встретиться с творческим коллективом редакции и ответить на письма москвичей, не оставляя без внимания ни одно обращение в свой адрес.

В июле прошлого года Петр Бирюков назначен руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы. И только феноменальный талант Петра Павловича спрессовывать время и уплотнять напряженный до предела рабочий график позволил сохранить традицию встреч в «Московской правде».

О том, как реализуются городские целевые программы в сфере городского хозяйства, как работают коммунальные службы столицы и какие позитивные перемены по улучшению качества проживания москвичей происходят в городе, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Бирюков рассказал главному редактору нашей газеты Шоду Муладжанову.

Капремонт возвращается

- Петр Павлович, давайте начнем наш разговор с главного новостного «хита» городского хозяйства - капитального ремонта жилищного фонда. Когда в прошлом году СМИ разнесли благую весть о поистине беспрецедентном решении московских властей привести в порядок жилые здания за счет бюджетных средств, то, поверите, потребовалось некоторое время, чтобы осмыслить и осознать весь масштаб ответственности, которую взвалило на себя столичное правительство. Затем стали появляться очень осторожные высказывания: мол, не связано ли это диссонирующее с рыночными тенденциями решение Москвы с пересмотром итогов приватизации в сфере недвижимости? Или, наоборот, дармовой ремонт, как и бесплатная приватизация, - это завершающие аккорды в ловкой многоходовке по передаче жилого недвижимого имущества на содержание доверчивых собственников, которые даже не догадываются, какой непосильный груз проблем получают из рук прежнего владельца, каковым, как известно, до недавнего времени являлся город. А на самом-то деле как?

- Истина, Шод Саидович, находится даже не посередине этих полярных суждений, а в другой плоскости - обязательств столичного правительства по отношению к москвичам. Фактически на протяжении многих лет капитальный ремонт жилищного фонда в городе в необходимом объеме не проводился.

Причины этой ситуации разные. Смена строя, становление экономики, затянувшиеся дискуссии «младореформаторов» по концептуальным вопросам в сфере ЖКХ, невнятная и не всегда последовательная законодательная политика в вопросах управления и содержания жилищного фонда - все это объективно сдерживало процессы развития самоуправления в жилищной сфере в регионах. Москва наиболее остро ощущала на себе подобный дуализм мнений, потому что, пока страна переживала переходный период становления экономики, жилищный фонд столицы, как в Зазеркалье, отражал все издержки наших общественных процессов. Вот почему мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков принял поистине беспрецедентное решение привести в порядок жилые здания. Позиция мэра такова, что накопленные государством перед москвичами многолетние долги по капремонту должны быть возвращены. Кроме того, участившиеся обращения жителей столицы в правительство Москвы с просьбой выполнить ремонт домов вызваны в том числе и желанием взять их в управление. И такое право по новому Жилищному кодексу у горожан есть. Многие москвичи этим правом уже воспользовались.

Изначально в концептуальную основу программы был заложен принцип: ответственным собственникам - отремонтированный дом. Это стало отправной точкой при формировании Городской целевой программы по капитальному ремонту в Москве на период до 2014 года, и такие многоквартирные дома, жители которых готовы взять общедолевое недвижимое имущество в коллективное управление, были включены в план выполнения капремонта в первоочередном порядке.

- Между тем в столице немало таких зданий, содержание которых доставляет много хлопот эксплуатирующим организациям и обходится недешево городской казне. Если же жители не в состоянии обеспечить достойное содержание свалившегося на их головы «наследства», то, получается, они потеряют последнюю надежду на помощь города хотя бы по капремонту?

- Понятно, что те собственники, кто ответственно относится к своему имуществу и принял для себя принципиальное решение коллективно управлять своим домом, будут по-хозяйски относиться и к его содержанию. Соответственно, чистота и порядок мест общего пользования, состояние инженерного оборудования будут поддерживаться всеми жителями, значит, и здание долгие годы не потребует от владельцев больших затрат. Конечно, таким жителям необходимо помочь на начальном этапе, потому что в дальнейшем они эффективно будут управлять своим общедомовым имуществом и смогут по-хозяйски использовать городскую субсидию, направляя ее на свои первостепенные нужды. Вот почему в графике по проведению капремонта особым порядком выделены те адреса, где жители приняли решение самостоятельно управлять своим домом.

Между тем это не означает, что предпочтения городского правительства ущемляют интересы остальных москвичей. Адресный список целевой программы составлен согласно техническому заключению, выполненному специализированными организациями по результатам детального инструментального обследования каждого конкретного дома.

- Это документ для служебного пользования?

- Нет, информация открытая. Более того, техническое заключение о состоянии дома необходимо в первую очередь жителям, потому что они будут иметь достоверную информацию о том, какая «помощь» нужна их дому, а главное, получат надежную гарантию от города, что все работы по капитальному ремонту выполнены качественно и в полном объеме. Для получения технического заключения достаточно обратиться в управу района.

- С приоритетами понятно. Какие еще критерии, помимо добросовестных собственников, стали определяющими при формировании программы?

- По сути обязательства города распространяются на все дома, так что она, без преувеличения,  беспрецедентна не только по смелости замысла и масштабу намеченных работ, но и по объемам финансирования, которые в течение 7 лет ее реализации составят около 490 млрд. рублей.

В программу 2008 года включены в основном здания типовых серий, относящиеся к первому этапу индустриального домостроения, которые сегодня находятся в наиболее плохом техническом состоянии. Начиная с 2009 года в программу будут ежегодно включаться не менее 30% домов, возведенных по индивидуальным проектам.

- Вы сказали «все дома». Как-то не очень верится, что за семь лет возможно «перелицевать» весь жилищный фонд такого мегаполиса, как Москва.

- В столице достаточно много добротного, благоустроенного жилья, которое возведено по современным технологиям и еще долгие годы не потребует капитальных затрат. Это, как правило, коммерческие дома и здания повышенной комфортности, а также новостройки, возведенные за последние годы по городским жилищным программам.

В течение семи лет капитальный ремонт будет произведен в более чем 14 тысячах зданий на площади 117,5 млн. кв. метров. Ежегодно темпы работ будут наращиваться. Так, в 2008 году запланировано выполнить ремонт 1 728 жилых домов площадью более 1 2 млн. кв. метров. В 2014 году будет отремонтировано уже 20 млн. кв. метров.

Эти цифры отражают масштаб запланированных работ по капремонту на предстоящие 7 лет.

- Петр Павлович, мне кажется, что в этом гигантском проекте не обойтись без бдительных контролеров. Нет ни малейшего сомнения в том, что все заявленные объемы будут выполнены. Вопрос: как и какой ценой? Если, как и прежде, милыми сердцу авралами и рекордами к установленной дате, так ведь результаты подобного ударного «труда» через неделю появятся на облупившихся фасадах и вздутом асфальте у подъезда. Как все-таки обеспечить качество того, что будет сделано? И не получится ли так, что объекты, включенные в программу текущего года, через пару лет повторно потребуют бюджетных затрат?

- Мне понятна ваша настороженность, но спешу успокоить: контроль качества работ, предусмотренных Городской целевой программой по капитальному ремонту, осуществляется специально созданным подразделением Мосжилинспекции, а в префектурах и управах районов открыты телефоны «горячей линии». Кроме того, в этой работе мы рассчитываем на активную поддержку и помощь жителей:  со старшими по домам и подъездам согласовываются не только сроки проведения ремонтных работ - они участвуют в приемке объектов комиссией.

Жилые кварталы XXI века

- По какому принципу формировалась программа капремонта? Она каким-то образом увязана с другими техническими мероприятиями, которые проводятся летом?

- Безусловно. Программа структурирована по жилым  зонам, что позволило ее объединить с одновременным проведением сезонных работ по перекладке инженерных коммуникаций, ремонту дворового освещения, а также последующему комплексному благоустройству территории. То есть задача поставлена следующим образом, одни раз зайти в микрорайон и в течение 1 - 2 лет сделать его кварталом XXI века по всем направлениям, отвечающим современным стандартам комфортности и безопасности.

В рамках программы предусмотрены также работы по ремонту лифтового и газового хозяйства. Так, в ближайшие семь лет будут заменены или модернизированы 23 тысячи лифтов, до 2010 года - реконструированы внутридомовые системы газоснабжения в 4800 строениях, продолжится установка квартирных приборов учета с целью экономии энергоресурсов и воды. Этому способствуют новые, двухтарифные счетчики. Ведь в ночное время электроэнергия стоит вдвое дешевле. Новые приборы удобнее устанавливать во время капитального ремонта. Будет также произведена замена газовых и электрических плит в квартирах льготных категорий москвичей.

Отдельное решение, которое было принято мэром Москвы, - это организация работ по утеплению фасадов и замене окон во всех жилых домах, включенных в программу капитального ремонта, где теплозащита не соответствует современным нормативам.

- Таких в городе, наверное, большинство.

- Это огромная работа (ведь все здания возводились по строительным нормам, действовавшим 30 лет назад), по объемам затрат эквивалентная самой программе капитального ремонта. Для большего комфорта жителей при утеплении фасадов будут устанавливаться системы автоматизированного управления отоплением зданий.

- Не получится ли так, что вся эта фасадная роскошь, утепленная, покрашенная и даже напичканная умной техникой по регулированию температурного режима, сияющая стеклопакетами, при ближайшем рассмотрении окажется банальной новодельной разновидностью «потемкинских» деревень? Я объясню. Когда снаружи - лоснящийся глянец, а вид сбоку открывает совсем другую архитектуру того же здания: рассохшиеся деревянные оконные проемы, иной колер стен, самодельно остекленные балконы - подобное стилевое «разнообразие», согласитесь, раздражает жителей.

- Действительно, изначально из-за отсутствия необходимых средств в бюджете планировалось устанавливать «пластик» только в тех квартирах, окна которых выходят на магистрали, при этом не имело значения, на дорогу какой категории - первой, второй или третьей смотрит фасад дома. Но когда были подготовлены эскизные проекты, стало понятно, что нельзя обвешивать дом стилевыми «заплатками», неэстетичный вид здания сведет на нет колоссальный труд огромного количества людей. И тогда мэром было принято решение пойти на дополнительные затраты по замене всех окон на стеклопакеты и утепление фасадов в домах, включенных в программу капитального ремонта, где теплозащита не соответствует современным нормативам.

- А балконы?

- Есть хорошие новости и на эту тему. В ответ на многочисленные просьбы москвичей остеклить балконы при проведении ремонта в доме сообщаю, что такие работы будут выполнены в комплексе с работами по утеплению наружных стен, замене оконных и балконных блоков. В пользу подобного решения есть ряд аргументов. Во-первых, не имея возможности утеплять наружные стены на балконах из-за уменьшения общей площади квартир, за счет остекления будут скомпенсированы образовавшиеся теплопотери. Во-вторых, эстетический вид зданий. И еще очень важный фактор, который можно рассматривать как неотъемлемую часть социальной политики города: остекление балконов будет произведено бесплатно, ведь не каждой московской семье подобные траты по карману.

- В Москве немало таких домов, которые, к несчастью для их жителей, не попали ни в одну из городских программ - ни по сносу, ни по капремонту, между тем техническое состояние таких зданий даже отдаленно не напоминает кварталы XXI века. Как быть с ними?

- В основном это пятиэтажки и дома с деревянными перекрытиями, их общая площадь составляет 46 млн. кв. метров. Из этого количества примерно 1 200 домов общей площадью 3,9 млн. кв. метров определены к сносу, и по ним вопросов быть не может. Но есть 9 тысяч домов пяти этажей и ниже с бетонными перекрытиями, а также 3,5 тысячи домов с деревянными и смешанными перекрытиями, которые относятся к сфере ответственности города. Сегодня Москомархитектурой для них готовятся отдельные предложения по включению в программу капремонта, реконструкции или сноса, и по каждому из них решение будет найдено.

Дворы как произведение искусства

- В отличие от капремонта благоустройство московских дворов - не новая тема для города. Удивительно, что столичные турфирмы не предлагают экскурсии по нашим дворикам - вот уж поистине Клондайк для их бизнеса. Таких ухоженных, оформленных по последнему слову законодателей ландшафтной архитектуры территорий нет нигде. Наша газета достаточно много и подробно об этом рассказывала. Скажите, какие-то новые элементы появятся в программе «Мой двор, мой подъезд» в этом году?

- Впервые работы во дворах будут проводиться на основании укрупненных схем благоустройства, согласно которым для каждого микрорайона определена нормативная потребность в детских и спортивных площадках, местах отдыха, пожарных проездах, других элементах благоустройства.

Особое внимание уделяется повышению безопасности устанавливаемого детского игрового оборудования, которое должно соответствовать национальным стандартам безопасности и иметь соответствующие сертификаты. Кроме того, будет продолжена практика обустройства в московских дворах специальных детских площадок для детей-инвалидов. Причем многие из намеченных мероприятий рассчитаны не только на лиц с ограниченными физическими возможностями, но и учитывают интересы, например, мам с маленькими детьми, для которых отсутствие пандусов также создает серьезные проблемы. Данные работы предусмотрены в проектах капитального ремонта и благоустройства территорий.

Также в этом году при замене лифтов в домах, где позволяет техническая возможность, будут выполняться работы по увеличению дверного проема. Ведь не секрет, что многие городские лифты в жилых домах оборудованы слишком узкими дверями, в которые инвалид на коляске не в состоянии проехать. И поэтому принято решение за счет средств города закупить специальные узкие коляски для инвалидов, чтобы они могли без посторонней помощи пользоваться лифтом.

Большое внимание будет уделено дворовому освещению. Специализированные организации установят и капитально отремонтируют более 2 тысяч опор освещения.

Начиная с 2007 года в состав программы наряду с работами по комплексному благоустройству включены мероприятия по плановой эксплуатации дворовых территорий, разработаны необходимые регламенты и расценки. Так, если стоимость комплексного благоустройства одного двора сегодня составляет в среднем 1,5 млн. рублей, то расходы на его эксплуатацию и содержание обойдутся городской казне в 150 тысяч рублей.

- Где будет проходить в этом году так полюбившийся москвичам фестиваль цветников - настоящий праздник души и творческого вдохновения для всех горожан?

- Проведение 6-го городского фестиваля цветников и ландшафтной архитектуры предусмотрено на территории парка имени 50-летия Октября, площадь которого составляет 98 га.

- Это в районе Проспект Вернадского? Вид у парка, честно говоря, совсем не праздничный.

- Капитальный ремонт зеленых насаждений там не проводился более 10 лет, поэтому было решено совместить подготовку проведения фестиваля с выполнением капитальных благоустроительных работ на существующих природных территориях по обустройству и озеленению парка, реконструкции наружного освещения, устройству пруда-регулятора, реконструкции переходного моста через реку Раменку.

Тема фестиваля - семья в соответствии с объявлением 2008 года Годом семьи. Предлагаемая концепция фестиваля, олицетворяющего основные семейные ценности, организована на 7 тематических площадках. Главная из них - это тема «Большая семья». Ландшафтные дизайнеры реализуют в своих творческих замыслах цветочные композиции на такие лирические темы, как «Детство. Первые шаги», «Лабиринт любви», «Сад здоровья», «Стар и мал» и некоторые другие. Так что совсем скоро парк имени 50-летия Октября преобразится и станет одним из любимых и посещаемых мест отдыха.

Ура! Всего две недели без горячей воды

- Петр Павлович, во всей этой стройной и отлаженной системе по капремонту и благоустройству есть один пренеприятный момент: разрытия трубопроводов. Когда такие работы ведутся плановым порядком, то можно рационально и последовательно выстроить весь цикл, вы лучше меня знаете, что за чем следует. Правда, иногда почему-то по окончании благоустройства сразу принимаются за ремонт трубопроводов. Бывает больно смотреть, как бульдозер с корнем выворачивает только что прижившиеся растения и кустарники, демонтирует свежекрашеные качели и песочницы. Ведь даже в случаях аварийных разрытии первоначальное великолепие двора восстановить невозможно.

- Ремонт инженерных систем внутри того или иного квартала будем проводить в летний период одновременно с капитальными работами всех домов и только затем комплексно благоустраивать дворы, расширять внутридворовые проезды, приводить в порядок детские и спортивные площадки. Таким образом, ремонт будет идти комплексно, вместе с ремонтом учреждений социальной сферы - детских садов, школ, больниц. Это безусловное и непреложное требование для всех подрядных организаций.

Теперь по трубопроводам. Недавно ОАО «МОЭК» приступило к реализации инвестиционного проекта, предусматривающего реконструкцию трубопроводов диаметром до 200 мм. Это так называемые разводящие сети, на которые приходится до 96 процентов общего количества аварий. Реконструкция проводится с использованием труб нового поколения - предизолированных трубопроводов в пенополиуретановой изоляции, трубопроводов из сшитого полиэтилена и гофрированной нержавеющей стали. Сроки службы таких магистралей увеличиваются до 40 - 50 лет по сравнению с 7 - 10 годами при использовании традиционных технологий. В рамках программы в прошлом году было модернизировано 335 км трубопроводов, в планах на 2008 год модернизация составит почти 650 км.

- И что это даст москвичам? Горячую воду как отключали на 21 день, так и отключают, а в некоторых районах ухитряются оставлять жителей без этой услуги на месяц и более.

- Тепловые сети, проложенные по новой технологии, не требуют ежегодного проведения гидравлических испытаний. И, следовательно, сроки традиционных отключений горячей воды сократятся.

- Порадуйте москвичей хорошей вестью, скажите, на сколько?

- Уже со следующего года плановые профилактические отключения горячей воды составят не 21 день, как сейчас, а 14 календарных дней, а после завершения всех работ по модернизации трубопроводов без горячей воды будем обходиться не более 2 - 3 дней.

Дороги, без которых нам нельзя

- Прошлой осенью, Петр Павлович, вы любезно пригласили меня поучаствовать в рабочей поездке по Малому кольцу Московской железной дороги. Тогда эта поездка оставила унылое впечатление - слишком уж велик объем работ и, надо полагать, достаточно затратен. Да и задача, поставленная мэром, по интеграции железных дорог на территории Москвы в единую городскую транспортную систему воспринимается с большой долей скептицизма. Это действительно возможно?

- Не просто возможно - это реальность ближайшей перспективы. В 2009 году планируется открыть сообщение на участке от станции Пресня (кстати говоря, рядом с редакцией «Московской правды») до станции Канатчиково в районе Загородного шоссе. Сначала на Малом кольце появятся пять новых пассажирских станций: Сити, Кутузово, Потылиха, Лужники и Площадь Гагарина, после реконструкции - 30 железнодорожных станций с транспортно-пересадочными узлами. Они разместятся на пересечении с крупными автотрассами или вблизи станций метрополитена.

- На какой пассажиропоток рассчитан этот новый пока для города вид общественного транспорта?

- Планируется, что поезда этой трассы смогут перевозить до 900 тысяч пассажиров в сутки. Таким образом, реконструированное Малое кольцо позволит разгрузить метро и решить проблему хордовых связей между окраинными районами столицы.

- Я где-то читал, что окружная железная дорога Москвы изначально задумывалась для движения именно пассажирских поездов, но по грустной иронии судьбы используется до сегодняшнего дня только для грузовых перевозок.

- В скором времени мы исправим эту историческую ошибку. Московская окружная железная дорога была построена в 1908 году по проекту архитектора П. Рашевского для перевозки пассажиров. Тогда этот проект не имел аналогов в мировой практике, но в 20-е годы прошлого века транспортные ресурсы Малого кольца перепрофилировали на грузопотоки.

- Наверное, это не единственный транспортный проект городских властей?

- Безусловно. Так, на севере столицы планируется организовать железнодорожное сообщение от Савеловского вокзала до поселка Северный. Разрабатывается совместный проект правительства Москвы и ОАО РЖД по увеличению пропускной способности станций Щербинка и Косино в районе-новостройке Кожухово. Здесь активно продолжается жилищное строительство, и поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы будущие жители смогли удобно добираться до центра города.  В настоящее время идет строительство еще одной железнодорожной платформы на востоке столицы. Также откроется движение скоростных электропоездов от делового центра «Москва-Сити» до аэропортов «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».

- Приятно сознавать, что власти озаботились созданием в Москве различных видов общественного транспорта. Хочется думать, что Малое железнодорожное кольцо минует печальная судьба столичного монорельса, который больше подходит экскурсионным группам, чем москвичам, живущим в напряженном ритме большого города. Впрочем, мой вопрос не о том, какая из новинок предпочтительнее. В любом случае оптимальные маршруты горожане выбирают сами. Мне важно понять вот что. Если будет «закручено» Малое кольцо железной дороги, то, судя по всему, приостановятся темпы развития метрополитена, ведь почти миллионный ежедневный поток, оттянутый из подземки, фактически снимает остроту проблемы строительства новых станций метро?

- Ничего подобного. Полным ходом идут строительно-монтажные работы на сооружении участков «Строгино - Митино» действующей Арбатско-Покровской линии, «Трубная - Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии, ведутся подготовительные работы по продлению Калининской линии в район Новокосино и Таганско-Краснопресненской линии в Жулебино. На 2009 год намечены ввод станций «Достоевская» и «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии, станции  «Технопарк» на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» Замоскворецкой линии, а также продление линии метро от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк».

Всего в Москве до 2015 года планируется построить более 20 станций метрополитена к 176 имеющимся сегодня. В текущем году адресной инвестиционной программой города на метростроение направляется 35,8 млрд. рублей из средств бюджета Москвы. Так что, признаться, я далек от ваших сверхоптимистичных прогнозов о том, что для столичного метрополитена грядут счастливые времена плановых недогрузок.

- Но вот в чем я действительно глубокий пессимист, так это в возможности избавления столицы от автомобильных пробок. Казалось бы: разрабатываются грамотные программы, над которыми бьются столько светлых умов, столько всего современного и передового в дельных предложениях специалистов, а город между тем стоит единым монолитом железной брони. Нет такой улицы, где можно было бы двигаться, разве что ранним утром в воскресенье.

- Не все так плохо, Шод Саидович. Хотя я с вами согласен, изнурительное стояние на автотрассах радости не добавляет. Конечно, развитие общественного транспорта - важная составляющая в решении проблемы транспортных пробок на дорогах, но основная задача состоит в расширении и совершенствовании автодорожной сети мегаполиса. И правительство города называет эту проблему в числе своих приоритетных целей. В этом году из Федеральной целевой программы развития транспортного комплекса Московского региона планируется выделить 100 млрд. рублей на завершение реконструкции Варшавского шоссе, строительство магистрали Вешняки - Люберцы, продолжение строительства Звенигородского шоссе, реконструкцию Ленинградских проспекта и шоссе, первоочередного участка Четвертого транспортного кольца от Щелковского до Измайловского шоссе, реконструкцию Крестовского путепровода, Дмитровского шоссе, Малого кольца Московской железной дороги до Коровинского шоссе.

Активно ведется строительство транспортных развязок. Одна из них появится на пересечении Люблинской и Братеевской улиц с выходом на МКАД. Строительство этой развязки запланировано на 2012 - 2016 годы. Она поможет улучшить дорожную ситуацию в районах Люблино, Братеево и Зябликово. На юго-востоке в ближайшие пять лет будет проложен дублер Волгоградского проспекта. Новая трасса соединит Третье транспортное кольцо и МКАД, что позволит улучшить транспортное обслуживание районов Печатники, Марьино, Люблино и Братеево. Будут реконструированы проспект Маршала Жукова и ряд других транспортных объектов.

Мусорные копи

- Скажите, российской столице не грозит перспектива со временем превратиться в «мусороград»? Мой вопрос вызван отнюдь не сомнением в профессиональной квалификации соответствующих служб в возглавляемом вами Комплексе городского хозяйства. Но что делать с мегатоннами ТБО и других видов отходов жизнедеятельности мегаполиса, если областные полигоны их уже не принимают, а в городе еще не хватает производственных мощностей по переработке и утилизации подобного  «сырья»? Между тем недавний случай в Неаполе из-за противостояния монополистов этого отнюдь не убыточного предприятия и властей в очередной раз доказал, что бизнес-то золотой. Разумеется, при правильной организации дела.

- Ответственно заявляю: никакие катаклизмы и «чрезвычайки» в этой сфере, городского хозяйства Москве не угрожают. С середины 90-х годов с целью снижения объемов отходов, подлежащих захоронению на полигонах, и повышения надежности функционирования системы санитарной очистки города правительство Москвы приняло курс на развитие индустриальных методов переработки, создание современной технической базы, позволяющей использовать как сырьевой, так и энергетический потенциал отходов, строительство специализированных автотранспортных предприятий, развитие системы двухстадийного вывоза отходов на полигоны через сеть  мусороперегрузочных станций.

Основной принцип - не сжигать то, что можно переработать, не захоранивать то, что можно сжечь. Это помогло сформировать комплексную систему обращения с отходами, позволяющую уже сегодня сократить на 26 процентов объемы ТБО жилого сектора, на 18 процентов - в целом объемы коммунальных отходов, подлежащих захоронению на полигонах. Аналогичный показатель в среднем по России составляет всего 2 - 3 процента.

В Москве сейчас работают три завода - в Северо-Восточном, Восточном и Южном округах. Пока их мощности позволяют перерабатывать чуть более четверти городских отходов - 770 тысяч тонн.

- Так что же все-таки делать с отходами?

- Развивать городскую техническую базу для их переработки в полном объеме и создавать крупные современные объекты регионального значения для обезвреживания остаточных отходов.

- Тоже вопрос не однозначный. Кому понравится жить с видом на чадящие трубы, а, учитывая плотность столичной застройки, вряд ли можно надеяться, что новый перерабатывающий завод органично впишется в сложившуюся инфраструктуру территории.

- Эти опасения совершенно напрасны. В Монако МСЗ расположен в непосредственной близости от королевского дворца, и это соседство не мешает ни царствующему принцу наслаждаться окрестными пейзажами, ни городу оставаться фешенебельным мировым курортом с одними из лучших показателей по экологии. В настоящее время в Москве ведется строительство еще одного завода, а до 2015 года в строй будет введено еще пять, которые будут соответствовать экологическим требованиям и нормативам.

Что касается эффективности этого бизнеса, то мы пока не подошли к европейским стандартам, где рециклинг отходов по прибыльности соизмерим с доходами нефтеперерабатывающих компаний, но определенные результаты есть и в этом направлении. Так, в 2007 году в жилом и нежилом секторах столицы заготовлено более 0,9 млн. тонн вторичного сырья: 520 тыс. тонн металлолома, 276 тыс. тонн макулатуры, около 70 тыс. кубометров ПТЭФ-тары, более 70 тыс. тонн стеклобоя. Собрано и переработано около 6,7 млн. штук отработанных люминесцентных ламп, более тысячи тонн изношенных автопокрышек, из которых производят дорожное покрытие для трамвайных переездов. Очень важную роль в организации раздельного сбора отходов в жилом секторе города играют москвичи и районные управляющие компании. Так что в борьбе с отходами можно посоветовать универсальный и эффективный способ: пользоваться различными контейнерами по сбору бытового мусора, установленными в московских дворах.

Апартаменты для четвероногих беспризорников

- Прошлый год, который, как известно, по восточному календарю был годом Собаки, столичные острословы прозвали годом бездомной собаки. И на это были реальные причины: в Москве зарегистрировали рекордное количество укусов людей безнадзорными животными. Известны и вопиющие случаи с трагическими финалами.

- Проблема, как вы знаете, появилась не в одночасье. В 2001 году в Москве принято решение стерилизовать бесхозяйных и безнадзорных животных. Этот шаг был сделан в целях гуманного регулирования численности животных, а также улучшения эпизоотической и эпидемической обстановки в городе.

К сожалению, большая часть четвероногих беспризорников оказались на столичных улицах по злой воле своих хозяев, а животные, как и люди, обладают генетической памятью, и не все они могут справиться со своими обидами. Они не только кусают людей, но и наносят вред окружающей природе. Так, на территории двух крупных парков столицы - в Лосином острове и в Серебряном бору - бродячие собаки уничтожили почти всех животных.

Недавно правительством Москвы принято решение о строительстве 15 приютов для безнадзорных животных к имеющимся в настоящее время 11 приютам, которые работают на территории города. Заведения рассчитаны на размещение на своей территории свыше 24 тысяч бездомных зверей.

Согласно проектно-сметной документации, затраты на проектирование объектов составят около 90 млн. рублей, на строительство - более 860 млн. рублей. Строительство приютов планируется в разных округах столицы, за исключением ЦАО. В первую очередь станут отлавливать агрессивных собак. В приюте они будут находиться до полугода, проходить все предписанные им ветеринарные процедуры, после чего их выпустят в естественную среду обитания.

- Вот я сейчас слушал вас и думал: какая все-таки разноплановая сфера деятельности у первого заместителя мэра по городскому хозяйству - от капремонта до собак...

- Знаете, мы ведь работаем для людей, и все их проблемы, нужды, чаяния и заботы - в сфере ответственности Комплекса городского хозяйства Москвы.

- Спасибо, Петр Павлович, за интересный и содержательный разговор!

Татьяна Данилина

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»