Главная / Аналитические материалы

Российская газета, 1 июля 2008 г.

Коммунальная пуговица на столичном пальто

Москва могла получить от Фонда содействия реформированию ЖКХ 8 миллиардов рублей, предназначенных на капремонт жилья. Это самая большая сумма, на которую могли претендовать регионы. Но вместо этого без лишнего шума отказалась от денег.

Еще в мае московское правитель ство приняло постановление, которым отменило поручения, направленные на выполнение условий предоставления финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ, заявив, что сделает ремонт своими силами. В 2008 году на эти цели городской бюджет готов потратить 41 миллиард рублей. Позицию городских властей Юрий Лужков так объяснил на собрании городского актива работников социальной сферы: дополнительные миллиарды выделяются федеральным Фондом при условии перехода на стопроцентную оплату горожанами жилищно-коммунальных услуг. Москва на это не может согласиться. Сегодня город дотирует свыше 40 процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг и не собирается отказываться от дотаций. По словам мэра, в бюджете этого года более половины расходов прямо или косвенно направлены на социальную поддержку москвичей, в том числе на оплату коммунальных услуг.

Казалось бы, инцидент исчерпан - другим регионам больше достанется.

Но на днях глава госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин, выступая на заседании наблюдательного совета Фонда, выразил сожаление по поводу «нежелания Москвы воспользоваться возможностями по улучшению жилищных условий москвичей». И даже назвал подобную позицию столичных властей «надуманным препятствием» на пути реформы жилищно-коммунальной отрасли, подчеркнув, что такой шаг «дезориентирует жителей Москвы в вопросе существующего порядка проведения капитального ремонта многоквартирных домов». Московские власти не стерпели.

Вчера мэр Москвы Юрий Лужков назвал заявление Константина Цицина об отказе столицы от 8 миллиардов рублей на капремонт жилья «провокацией». По его мнению, федеральный чиновник не договаривает, из-за чего столичным властям пришлось отказаться от денег. Пресс-секретарь мэра Сергей Цой сообщил журналистам: «Юрий Лужков и ранее говорил и сейчас подтверждает, что город не допустит действий, которые могут привести к ухудшению жизни москвичей». И подчеркнул: «Москва - единственный город, который берет на себя более 50 процентов оплаты услуг ЖКХ».

По поводу предположения, будто правительство Москвы не берет у фонда деньги потому, что не хочет потерять управление средствами, направленными на капремонт, Цой выразился весьма образно: «Город управлял и будет управлять своими средствами. А Фонд хочет пришить пальто к пуговице». Конечно, 8 миллиардов и для Москвы не лишние, но вопрос в другом: какой ценой они достанутся?

Для получения федеральных денег Фонд содействия выставил полтора десятка неприемлемых условий, прокомментировал ситуацию для «РГ» Леонид Браткин, руководитель пресс-службы комплекса экономической политики Москвы. В частности, два года отведено на переход к стопроцентной оплате коммунальных услуг. Конечно, со временем так и будет, но постепенно - по мере роста доходов населения.

- Москва не будет пока снижать социальную поддержку, - сказал Браткин. - Сейчас в городе существует льготная система субсидирования. Если стоимость коммунальных услуг превышает 10 процентов от совокупного дохода семьи, то ей положена субсидия, а по федеральным меркам - ее дают лишь с 20 процентов.

Браткин не скрывает, что конфликт интересов в этой ситуации присутствует. Например, Москве важно сохранить контроль за водо- и теплоснабжением. А реформирование ЖКХ через Фонд базируется на принципах демонополизации отрасли. Для получения федеральных денег регионы должны увеличивать долю коммерческих предприятий коммунального хозяйства. Но захотят ли те вкладывать средства в развитие отрасли? И здесь как раз важен контроль властей.

Короче, власти сочли, что 8 миллиардов рублей не стоят тех жертв, на которые придется пойти москвичам. Это капля в море - по сравнению с 600 миллиардами, которые столица планирует потратить на капремонт жилья до 2014 года. Поэтому Москва, судя по всему, будет действовать исходя из своей модели реформирования ЖКХ.

В фонде вчера резкие заявления столичных чиновников комментировать отказались. Однако заявили, что ситуация, сложившаяся с Москвой, уникальна. На сегодняшний день заявки на использование федеральных средств поступили уже от 42 российских регионов на общую сумму более 25 миллиардов рублей. То есть уже более половины регионов приняли «правила игры», предложенные законом о фонде содействия коммунальной реформе. По словам Константина Цицина, о готовности войти в программу в ближайшее время заявили 70 субъектов Федерации. Кроме столицы, ни с одним другим регионом (даже с теми, которые пока в силу невыполненных условий, определенных законом, в программу капремонта и переселения войти не могут) серьезных разногласий в прочтении закона у фонда не возникло.

Хотя, напомним, сразу после его принятия многие губернаторы и мэры называли закон «слишком жестким», а предъявляемые им требования «невыполнимыми». Речь, помимо перевода коммунального хозяйства на коммерческие рельсы, также идет о поэтапной отмене перекрестного субсидирования в коммунальном секторе, прекращении бюджетных «вливаний» в коммуналку, переводе населения на полную оплату жилья и услуг по экономически обоснованным тарифам, создании определенного количества товариществ собственников жилья и некоторых других мерах. Только при выполнении всех этих условий, которые предназначены для обеспечения прозрачности работы коммунального хозяйства, регионы могут рассчитывать на получение федеральных денег. В 15 регионах, подчеркивают в фонде, ремонт уже идет, а в отдельных домах - в Тамбовской, Воронежской, Томской областях, - даже закончен. Шесть регионов-лидеров подали уже вторую заявку - на выделение очередного транша федеральных средств.

Ирина Невинная, Ольга Нестерова

 
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
© 2007 РИА «Мэкс-инфо»